La Danza Macabra

Intro
Пляска смерти (фр. Danse macabre, итал. Danza macabra) — аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий один из вариантов европейской иконографии смерти и бренности человеческого бытия: персонифицированная Смерть ведёт в могилу цепочку фигур, среди которых король и монах, юноша, девушка и другие. (Unknown author, Wikipedia)
Вчитайтесь внимательно перед тем, как мы начнем всерьез. Внимательно, потому что каждое слово в этой сухой справке анонимного энциклопедиста имеет самое прямое отношение к нашему рассказу. Самое прямое - хоть и подчас неожиданное. Вчитались? Хорошо. Мы начинаем.

Пляска смерти (фр. Danse macabre, итал. Danza macabra)
Перейдем сразу к делу, договорились?
Ролевая игра “Danse macabre”, состоится 29 сентября - 1 октября, на Рош-а-Шана 2011 (три дня и две ночи). Игра рассчитана на 60-80 человек и пройдет по “рельсам”. Мы рассматриваем несколько вариантов игрового полигона и с высокой степенью вероятности можем предположить, что это будет север страны. Мы постараемся обеспечить удобные и разнообразные варианты для заезда и размещения, но конкретнее мы вам расскажем ближе к делу. А пока поговорим о том, во что мы приглашаем вас поиграть.

Аллегорический сюжет
Представьте себе небольшой городок эпохи Высокого Средневековья - скажем, на севере Италии. Рим, Флоренция, Венеция - это где-то там, далеко, а тут на несколько дней пути кругом лишь пара глухих деревушек, да горы, да леса. Места довольно дикие, но люди живут, и живут неплохо. Городом управляет... Стоп, пожалуй, уже пора придумать ему название; пусть будет Фраскона. Так вот, Фрасконой управляет магистрат, состоящий из глав крупнейших ремесленных цехов и богатых купцов. Цехов - множество, каждый из них имеет свой устав, свою внутреннюю иерархию, у каждого свои секреты и скрытые от профанов традиции. Местные жители в основном заняты ремеслами и торговлей, но есть и представители духовенства, и даже немного тех праздных бездельников, что предпочитают величать себя “образованными людьми”. Из архитектурных достопримечательностей во Фрасконе есть недостроенный, но уже несколько поколений как освященный собор, рынок и, разумеется, множество ремесленных мастерских. Из культурных в первую очередь необходимо упомянуть о великолепном фрасконском карнавале “Данца Маскера”, но о нем позже...

Живопись и словесность
Разумеется, чтоб создать этот мир, чтоб оживить его, нам с вами предстоит приложить немало усилий. Нас ждет нелегкая, но увлекательная задача: написать немало текстов, придумать и продумать множество деталей, а кроме того, воплотить все эти смутные фантазии в реальность. Для того чтобы игровая условность на несколько дней обрела плоть и превратилась в реальность, эта игра просто обязана быть чрезвычайно красивой с точки зрения антуража. Мы обещаем сделать для этого все возможное, однако мы прекрасно сознаем, что не справимся без вашей помощи. Поэтому наша мастерская группа приглашает вас принять участие в создании этого мира: давайте вместе придумаем и построим его во всех мельчайших подробностях, давайте сделаем так, как никогда еще не делали! Поверьте, мы будем рады соавторству!

Средневековье
Однако в этом совместном творчестве, как в симфоническом оркестре, важно, чтобы все инструменты играли одну мелодию и в одном темпе. Эту-то мелодию мы и хотим задать в этой вводной. Итак, как было сказано выше, Фраскона - город преимущественно ремесленный и торговый. Основу его составляют всевозможные цехи, которые нам с вами предстоит придумать и создать. Возьмем для примера абстрактный цех корабелов. (Это хороший пример, потому как моря во Фрасконе нет, а значит, и такого цеха на игре тоже не будет). Так вот: существуй он, в нем бы наверняка состояли все, чей труд имеет отношение к морю: моряки, рыбаки, картографы, собственно кораблестроители...
На самом деле он называется Братством святого Ионы, в честь пророка, проведшего несколько неприятных, но весьма поучительных дней во чреве кита. Для профанов Братство - организация сугубо утилитарная и приземленная. Верховный мастер заседает в магистрате, цех представляет интересы своих членов всюду, где это возможно, устанавливает цены на свои услуги, следит, чтоб одиночки и другие цехи не посягали на его традиционные занятия и не плодили ненужной конкуренции, регулярно посылает ополченцев на краткую службу в городской страже, решает внутренние споры, заботится о семьях скончавшихся корабелов и так далее. Для посвященных же Братство - мистическое тайное общество во всем его великолепии. Ритуалы инициации новичков, экзамены подмастерьев, выборы верховного мастера, церемонии начала и окончания работ сложны, красивы, таинственны, многолики и ревниво оберегаются от чужих глаз. Кое-что в традициях братства не противоречит церковным догмам: например, во все воскресенья Великого поста проводятся трапезы мастеров-корабелов. Рыба на этих трапезах подается на столы непотрошеной, в память об Ионе. Другие же традиции вполне могли бы привлечь внимание инквизиции: чего стоит одно жертвоприношение черного петуха при закладке новой галеры? А ведь если не умилостивить дьявола (не будь он к ночи помянут!) жертвой, он может потопить галеру, как только она покинет верфь! Это знает каждый мастер братства - а больше не должен знать никто.
Все правила и уложения братства записаны в Устав, состоящий из двух частей - тайной и явной. Уставы, как и сама профессия, во многом определяют игру персонажа. Например, мастер-картограф составляет новую карту дальних морей, допытываясь истины у заезжего путешественника - записного вруна, разумеется. Перед тем, как отдать рисунок граверу, он относит ее на могилу мастера Джанпаоло, где оставляет на ночь для того, чтобы дух легендарного картографа благословил его труд. Когда пахнущая краской карта приходит из типографии, цех распространяет ее по льготной цене среди братьев и продает втридорога венецианским купцам.
Подмастерье-рыбак готовится к мастерскому экзамену. Он должен будет самостоятельно выловить редкую и коварную рыбину спратти и, используя лишь соль с перцем, приготовить ее так, чтоб каждый из мастеров цеха попросил добавки на традиционной тайной трапезе. Тогда, уже провозглашенный полноправным мастером, облаченный в пурпурную мантию с тяжелой бронзовой цепью, он получит право ударом в рыночный колокол открыть торг в рыбному ряду.
Мы, кстати, рекомендуем цехам проводить мероприятия, подобные упомянутой традиционной трапезе, и до игры. Мы будем рады помочь в написании интересного сценария для этих встреч. Это поможет игрокам почувствовать себя на игре объединенными общим делом и общей тайной.

Представление
Но ведь не хлебом единым и не каждодневным трудом жив человек. Раз в году во Фрасконе проводится знаменитый на весь север Италии двухдневный карнавал - Данца Маскера, Танец Масок. По традиции, в каждый из дней карнавал начинается с наступлением сумерек и продолжается до рассвета (а с рассветом пора приниматься за обычную дневную работу! Ох, и нелегко же фрасконским гулякам в дни Танца Масок!). Карнавал все меняет, все переворачивает с ног на голову. Солидная, степенная, обычно даже суровая Фраскона, надев карнавальную маску, преображается. Нищий становится герцогом, придирчивый и крикливый мастер цеха - развеселым беззаботным гулякой, а матрона в летах - юной, влюбчивой девушкой. У карнавала своя иерархия и свой закон: превращения и настоящие чудеса встречаются здесь на каждом шагу.
Разумеется, такое легкомыслие, граничащее со святотатством, не может нравиться матери-церкви, и карнавальные безумства то и дело осуждаются с амвона, но... Данца Маскера - ровесница самой Фрасконы, ее корни уходят в античность, она нежно любима горожанами; что уж тут поделаешь?

Но все же, несмотря на кажущуюся хаотичность, у карнавала есть свои порядок и смысл. Ведь должности в управляющем Фрасконой магистрате каждый год перераспределяются между цехами, а происходит это во время “Танца Масок”. Точнее, “Танец Масок” и есть это перераспределение. Как именно это происходит, мы расскажем вам позже; пока же скажем, что этот традиционный передел власти крайне важен для цехов, во многом определяя их судьбу на ближайший год.
Ну, а вершина карнавала - это традиционное представление-фаблио. В подготовке к нему принимают участие все жители Фрасконы, им живет весь город в предкарнавальные дни. Великая честь для любого фрасконца получить там любую, даже самую мелкую и захудалую роль; заговоры и интриги, которые плетутся ради этого, сделают честь любому восточному двору! Цехи же стараются перещеголять друг друга в сооружении помпезных декораций, пошиве потрясающих костюмов, подготовке разнообразных сценических приемов и эффектов.
Несмотря на то, что в первый вечер карнавала проходит великолепный парад цехов, проводится множество разнообразных увеселительных игр, концертов и представлений, истинная кульминация карнавала приходится на второй вечер, когда вместе с фаблио в город приходит сказка.

Один из вариантов
Не исключено, что, дочитав до этого места, какой-нибудь дотошный читатель поймал нас на паре-тройке существенных исторических несоответствий и анахронизмов. Что ж, так оно и есть. И более того: то ли еще будет! Мы не занимаемся исторической реконструкцией. Более того, наша задача совершенно обратная! Мы приглашаем вас в сказку-фантазию в декорациях, напоминающих Италию Высокого Средневековья. И хотя позднее мы назовем какую-нибудь дату для удобства ведения деловых и церковных записей, не стоит искать однозначных исторических соответствий между созданным нами игровым миром и реальностью. Ведь, скажем вам по секрету, никакой Фрасконы никогда и не существовало.
Во многом наша Фраскона действительно похожа на итальянские городки эпохи Высокого Средневековья; для многих понятий, событий, институтов и персон можно найти свои аналоги в “реальной” истории; однако не следует забывать о том, что в нашей игре все они - собирательные образы, взятые нами из разных городов и веков и переосмысленные в нужном нам духе. Мы надеемся, что игрокам удастся проникнуться духом эпохи, одновременно избежав рабского копирования и подражания имеющимся историческим образцам. К тому же есть и принципиальные различия, которые, надеемся, заставят вас от отказаться от любой мысли о “реконструкции”. Так, в нашей Италии существует полное равенство полов. Это означает, что женщины и мужчины равным образом вольны занимать любые должности и заниматься любыми профессиями. Вот теперь уж точно это - совсем не “та” Италия!

Европа
Ну хорошо, Италия - “не та”, но должны же быть какие-то общие понятия о внешнем мире? Что ж, в Риме, само собой, папа. Вроде как Урбан IХ, если не помер (о чем во фрасконских горах узнают далеко не сразу). В Германии - император, в Милане - Сфорца. Вместе с тем путешественники вполне могут рассказать о посещении царства пресвитера Иоанна, где за рекой Самбатион живут псеглавцы и десять потерянных колен Израилевых. При этом, что характерно, это вовсе не обязательно будет ложью - ведь мир огромен, и поди знай, что там, за этими горами. Тут и в соседний городок редко кто выбирается, какой уж тут Самбатион...

Иконография

Как всегда, когда небо кажется человеку ближе, чем соседний городок, человек задумывается о Боге. Фрасконцы, само собой, католики. Сразу предупредим, что католицизм в нашей игре отличается некоторой народной упрощенностью. Мы не ждем, что священники в соборе святого Баудолино (пускай так зовут покровителя Фрасконы) будут бегло изъясняться на латыни, блюсти все до единого догматы веры и властно направлять паству в духе Латеранских соборов; однако месса, исповедь и некоторые другие таинства - это красивые игровые моменты, и нам бы очень хотелось их видеть.
Помимо пастырской деятельности, сконцентрированной вокруг собора, Святая матерь-церковь в своей бесконечной мудрости бережно поддерживает религиозные чувства горожан с помощью отцов-инквизиторов. Фрасконцы - добрые христиане, и деятельность инквизиции в основном исчерпывается штрафами за мелкие нарушения, а еретика на соборной площади последний раз сжигали уже достаточно давно. Но ереси - дело тонкое, всяко может повернуться, поэтому псы Божьи всегда во всеоружии и готовы дать отпор дьявольщине.

Смерть и бренность человеческого бытия
По этой и иным причинам мы думаем, что персонажи на игре будут умирать. Как известно, человек смертен, а иногда - внезапно смертен. К этому вам стоит морально подготовиться заранее. С другой стороны, как говорится, темна вода в облацех воздушных; кто знает, что происходит, когда душа покидает бренное тело? Возможно, ее ждет чистилище вплоть до Страшного Суда, возможно - немедленное перерождение в колесе сансары, возможно - материалистическое ничто, а возможно, и что-то совсем иное... Некоторые - узнают.

Среди которых король и монах, юноша, девушка и другие.
Но чтобы умереть, обычно сначала нужно родиться, верно? В последних строках этой эпистолы мы бы хотели вкратце рассказать о том, какими персонажами нам бы хотелось населить Фраскону.

Итак, в первую очередь: если вам нравится какое-нибудь ремесло, Фраскона - ваш город! Нам очень хочется увидеть, как непосредственно во время игры руками игровых персонажей создаются новые прекрасные и полезные вещи. Плотники, гончары, кузнецы и прочий мастеровой люд - мы будем рады видеть вас на игре, поможем с организацией игрового труда, дадим этому труду игровую цель и обещаем обеспечить ваш игровой досуг. Естественно, одним трудом ваша роль не ограничится, будьте покойны.

Художники, музыканты, артисты, поэты, мастера слова! И вам мы тоже будем чрезвычайно рады, ведь в городе карнавал - а значит, дел у вас будет невпроворот. Правда, необходимо учесть, что в Средние века искусство не было самоценным занятием, поэтому художники не имели отдельного цеха, а вполне могли относиться, скажем, к цеху маляров. Соответственно относились и к их творениям: с уважением, как любому полезному ремеслу, но не более того.

Купцы, торговцы, дельцы! Фраскона - ремесленный город, а значит, производит огромное количество товаров! Этим, думается, все сказано. Помимо других игровых возможностей, мы надеемся организовать на игре красивый, антуражный, полный жизни рынок - как важную часть жизни города.

Монахи, ученые, люди духа, виртуозы пера! На дворе - осень Средневековья, время пересмотра ценностей, время переосмысления цели человеческого существования. Вы стоите в первых рядах армий в битве за будущее человечества. Эта битва еще не началась, но скоро раздадутся звуки труб, а за ними и первые выстрелы. Будьте готовы!

Мошенники, аферисты и вы, честные путешественники! Средневековая Фраскона - непаханная нива. Ведь Средневековье, прежде всего, время наивности. В одной только Фрасконе вполне можно сбыть пять-шесть черепов Иоанна Крестителя, причем один из них может оказаться черепом Иоанна Крестителя в детстве!

Все вышеперечисленное - лишь некоторые из существующих возможностей. Мы будем рады выслушать и воплотить в жизнь ваши идеи - конечно, если они не будут вступать в противоречие с нашими задумками и общей картиной. Например, стоит учесть, что Фраскона - место достаточно уединенное и далеко не пуп Земли, а следовательно, вряд ли в ней найдется место для десятка богословов из Болоньи, дюжины путешественников из Московии и пары герцогов миланских с выводком их внебрачных детей. В первую очередь - Фраскона для фрасконцев; а их мы, в основном, описали.

Мы оставляем за собой право не принять любую заявку, отказать уже принятой заявке в том случае, если уровень подготовки игрока нас не устроит, а также изменить любую заявку так, чтоб она лучше подходила для нашего игрового мира. Кроме того, помните: в игре есть скрытые пласты, о которых вы можете узнать во время игры или не узнать вовсе. Вы не можете знать о мире все. Да что уж там! Вы и о самих себе не все знаете!

Outro

Вот и все, что нам хотелось бы вам сказать на этом этапе. Длинновато получилось, но надеемся, мы вас заинтриговали. Коли так - звоните, пишите, а еще - следите за объявлениями, ведь скоро их станет очень много. И... Добро пожаловать во Фраскону!

Post Scriptum
Тот самый дотошный читатель, конечно, заметил, что несколько слов из приведенной в начале цитаты остались неиспользованными в названиях глав. Не вдаваясь в объяснения, мы всего лишь еще раз повторим: каждое слово в этой цитате имеет самое прямое отношение к нашей истории.