2. Историко-культурный фон

Знание об окружающей действительности, общее для разных игроков, позволяет им строить взаимодействие на диегетичной основе. Королевский приём должен быть не произвольным потоком событий, а определён существующим этикетом. Англичане будут в разговоре отпускать шуточки по поводу скупости шотландцев и пользоваться имперской системой измерений. На двухминутках ненависти в Океании следует коллективно ненавидеть Гольдстейна. Наличие у игрока ожиданий (особенно если внутриигровые элементы мира адекватны этим ожиданиям) позволяет ему чувствовать себя частью существующего мира.
Знание про мир обогащает игру и облегчает вхождение в роль. Если персонаж пережил крупное землетрясение, это должно было оказать на него влияние. Правила гильдии могут запретить персонажу предоставлять кров незнакомцам. Застольные песни скрасят досуг. Наличие у игрока представлений о мире подсказывает ему возможности действия, тем самым обогащает его игру, препятствует возникновению ситуаций, в которых ему скучно по причине отсутствия занятия.
Кроме того, знание историко-культурного фона позволит внести в личный фактаж роли черты, чётче соотносящие персонаж с игровым миром.
Хотя подготовка культурно-исторического фона специфична для каждой конкретной роли, ниже приведены важные примеры её аспектов.
Место и время. Чем больше будет известно об обстоятельствах, характеризующих место и время на игре, тем легче идентифицировать себя в пространстве и времени. Богата или бедна местность, в которой проходит действие игры, что она импортирует, что экспортирует, каковы её достопримечательности, с чем граничит, каков её климат, каковы виды растений и животных, характерные для данной местности, какова её история, … Провансец гордится назойливым мистралем; спартанцев (если верить Плутарху) провожали на войну словами «со щитом или на щите»; жители Голубой страны чрезвычайно быстро переходят от горького плача к неудержимому веселью; сумчанин обидится, если в названии его родного города ударение будет сделано на первый слог. Максимально точно локализуйте себя во времени. Точная дата определяет злободневность праздников – «Надо закупиться яйцами, а то Пасха на носу», «Ты понимаешь, вчера было Дивали, и я немного проигрался»; определяет сезонные занятия – проветрить помещение после зимы, токовать на току; ориентирует относительно событий – «Что там слышно по поводу этих ужасных обвинений? Бедная королева Анна! Да нет, что Вы, я не верю; она ведь такая набожная, даже рубашку когда-то подарила моему Эндрю».
Общественная структура. Для того, чтобы не чувствовать себя в безвоздушном пространстве (или, в лучшем случае, в компании нескольких десятков коллег), необходимо представлять себе устройство общества, в котором живёт персонаж. Знание того, является ли в данном обществе профессия кузнеца престижной, позволит игроку выковать соответствующий характер кузнеца. Представление об общем уровне образованности поможет в том случае, если персонаж повстречает грамотного человека. При произнесении речи перед широкими слоями общества надо учитывать их настрой, общественную активность, систему ценностей. Жертва преступления должна иметь представление, к кому обращаться. Сюда же следует отнести общественное устройство на уровне семьи. В каком возрасте обычно вступают в брак, и насколько определяющей при этом является инициатива родителей, принято ли поддерживать тесные отношения с дальними родственниками, какова средняя продолжительность жизни, насколько почитаема в обществе старость, насколько позорна супружеская измена, принято ли приглашать на семейные торжества соседей… Ответы на эти и подобные им вопросы помогут описать ближайшее окружение персонажа, а также понять, какое представление об окружении персонажа сложится в обществе.
Материальная культура. Для того чтобы представить себе повседневную жизнь персонажа, необходимо представлять себе окружающие его предметы. При этом ни в коем случае нельзя ограничиваться изготовлением тех или иных элементов материальной культуры персонажа: многие важные для роли элементы материальной культуры не воспроизводятся (или, как минимум, воспроизводятся с излишними денежными, трудовыми и другими затратами) в условиях полигона. Крестьянин должен знать, как называются части хомута или сохи, на какой земле лучше сеять ячмень, уметь определить спорынью и многое другое. Первобытный человек умеет разводить огонь трением (например, знает, из какой породы дерева должна быть каждая из деталей устройства, знает, куда насыпать древесную стружку, умеет правильно расположить лук). Новгородский князь Александр Ярославович умеет писать на бересте (знает чем, на какой стороне, какая форма должна быть у бересты). Англичанин викторианской эпохи представляет себе, чем отличается кэб от дилижанса или двуколки, а также ездят ли дамы на империале омнибуса. Персонаж должен знать, как он справляется с простейшими бытовыми затруднениями: пятно на одежде, насморк, необходимость связаться с родственником в другом населённом пункте. Персонаж должен знать, часто ли в его рационе появляется мясо, каков его дом и как он обставлен, где брать воду и чем топить помещение.
Традиции, обычаи и суеверия. В каждом обществе есть ряд ярких установившихся особенностей, которые характеризуют именно его. Свирфнебли выбирают короля и королеву на основании длины их носа. Малагасийцы строят дома с дверями на запад и не хоронят по четвергам. При дворе Людовика XIV кавалер, приветствуя даму, целует её руку (а дама не забывает протягивать руку для поцелуя). Перед первым стартом космического корабля может быть принято выцарапывать на обшивке имя жены конструктора. Модроны периодически собирают армию и отправляют её в Великий марш через планы. Многие обычаи и суеверия могут быть отражением в будничной жизни религиозных верований. Выставленная за порог кружка молока предназначается англичанином для брауни. Если один народ сжигал состриженные ногти, чтобы отсрочить постройку Нагльфара, то у другого их надо было пускать по текущей воде, чтобы умилостивить Велеса. Пуритане молятся перед едой.
Фольклор и культурные ценности. Общество как целое способно на творчество. Оно порождает загадки Эксетерской книги и анекдоты о швабах, бумажного журавлика и Петрушку. Фольклор определяет, чем подбадривает себя персонаж во время работы и как проводит свой досуг. Кроме того, общество проявляет себя во взаимодействии с искусством. Оно определяет, популярны ли сейчас романтические стихи или комиксы про супергероев. Ещё более важную роль культурные ценности играют в определении общественной системы координат и жизненных ценностей. В стране, в которой ходит много сказок о мудрых судьях, судья наверняка является уважаемой и влиятельной профессией. Высоколобые интеллектуалы могут расходиться во взглядах на творчество Борхеса, а малолетние оболтусы взахлёб обсуждать последний боевичок. Можно сказать, что персонаж – это во многом то, что он прочитал (смотрел по телевизору). В эту категорию следует отнести также игры и развлечения, существующие в мире игры. Рамзес III с женой играют в шашки. Китайцы со времён династии Хань играют воланом, изготовленным из монетки и перьев, в нечто среднее между футболом и бадминтоном. Безработный американец времён Великой Депрессии от нечего делать собирает пазлы.