Женский костюм

Женская одежда XV в. имела мягкие, подчеркивающие фигуру линии, естественные пропорции или некоторое повышение линии талии спереди, воронкообразную юбку, мягко и плавно расширяющуюся от талии к бедрам и низу. В композиции женского костюма в единое целое объединены совершенные по форме элементы: четкий, простой и безупречный вырез платья, отрезной, облегающий лиф, не обремененный лишними деталями, со шнуровкой или ее имитацией; узкий рукав, разделенный для удобства на части, изысканная отделка. Все броское и вызывающее итальянки отвергали.

Одновременно одевалось два верхних платья из богатых узорчатых тканей. Платье обычно было отрезным по талии, с длиной до полу, юбкой имеющей сзади шлейф. Декольте лифа было характерной формы: прямоугольное спереди и треугольное сзади. Этот треугольный вырез удлинял линию шеи. Спереди лиф часто разрезали и шнуровали.





Рукава были прямыми, узкими, лишь немного расширенными к плечу, состояли из нескольких частей, соединенных шнуровкой. Обычно рукава приметывали к пройме, так что к одному и тому же платью можно было подобрать разные рукава. Рукава доходили до кистей рук, оставляя их открытыми. Это было новшеством, так как согласно правилам приличия прошлой эпохи кисти рук необходимо было скрывать.





Верхнее платье — симара — состояло из трех частей: удлиненной свободной спинки, заложенной от горловины спинки складками, и более коротких полочек. По бокам симара не сшивалась и только спереди придерживалась поясом на талии. Такой покрой позволял драпировать симару в различных вариантах.







Силуэт флорентийского платья XV в. вписывается в овал или треугольник, где ширина юбки относится к росту как 1 : 2, длина лифа к длине юбки как 1:3.5. Линии силуэта мягкие и округлые.



Молодые девушки могли носить платья из более легких тканей, иногда подпоясываемые на античный манер под грудью. На парадные платья часто набрасывали легкие дорогие накидки или к плечам прикреплялось полотнище ткани, собранное в мелкую складку и слегка волочащаяся по полу. Верхней одеждой по-прежнему служили плащи на подкладке, иногда с прорезями для рук, ярких цветов (голубые, красные).

Головной убор и прически
Основным головным убором была “sella” (“седло”) с двумя верхушками из золотой парчи или иной дорогостоящей ткани, украшенной жемчугом или драгоценными камнями, с ниспадающим покрывалом.



Кроме этого, они носили чепцы, мягкие шляпы и тюрбаны Нередко все головное украшение составляли лишь изящно уложенные косы или локоны, переплетённые тонкими нитями жемчуга, похожие на филигрань сетки-чепцы и повязки или маленькие овальные шапочки на затылке “berretta”, перевитые лентами. Любимым украшением была также гирлянда - широкий венок из цветов. Особенно красивыми считались золотистые волосы, поэтому модницы их обычно осветляли.

Однако, главным требованием новой моды был неестественно высокий лоб, не обрамленный волосами. Плавность линии лба не должны были нарушать даже брови, которые выщипывали не только женщины, но и мужчины. Девушки могли ходить с волосами, распущенными по плечам, а женщины, изящно скручивая волосы с нитями жемчуга, прикрывали их сетками, чепчиками и легкими шарфами (на манер восточных тюрбанов), убирая волосы с затылка и лба, так как длинная шея и высокий лоб считались признаками красоты. Для этого сбривали волосы со лба, вырез платья на спине обнажал шею, делая ее более длинной.

На гладко расчесанные непокрытые волосы надевали широкий берет, украшенный жемчугом или медалями, или удерживали всю массу волос на затылке сеткой в виде чепца, сплетенной из золотых нитей.

Пожилые женщины обязательно прикрывали головы платком, чепцом или накидкой.








Дополнением к костюму служили перчатки, которые шили из ткани, украшали вышивками и драгоценными камнями; богато вышитые носовые платки (впервые появившиеся в это время) и подвесные кошельки, выполненные из дорогой ткани, в которых хранили деньги и ключи. На поясе висел веер из страусовых перьев, кинжал (что входило в обязательный туалет дамы, выходящей из дома). Веера имели форму прямоугольного флажка, и представляли собой проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью. Складные веера появились лишь в 16 веке.



Зимой руки прятали в шелковые муфты, отороченные мехом.

Обувь была мягкой, однако многие модницы, чтобы казаться выше одевали обувь на высокой подошвы (до 30 см) и могли передвигаться только при посторонней помощи. В этот же период впервые в обиход вошли чулки. Самыми модными считались сшитые из белоснежной ткани флорентийские чулки.